?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

http://www.stihi.ru/2007/09/26/783

ГЕННАДИЙ НЕЙМАН, "Моление о чаше"
Знаешь, папа, так тихо в рощице.
Ни зверей кругом, ни людей.
Мне совсем умирать не хочется,
даже ради твоих идей.
Ну не звали б меня учителем -
был бы плотник, пастух, рыбак...
Папа!
Можно не так...мучительно?
Или лучше - совсем никак?
Да скрутил бы ты в небе дулю им,
откровением для властей.
Ты ж меня не спросил - хочу ли я
жизнь заканчивать на кресте.
Милосердия мне бы, толику -
нож под сердце, в кувшине яд,
как представлю - в печенках колики
и озноб с головы до пят,
и душа, словно заяц, мечется -
перепугана и проста.
Извини...я - сын человеческий
от рождения до креста.
С чем сравню эту жизнь? Да с ветошью -
руки вытер и сжег в печи...
А Иуда два дня не ест уже
и неделю уже - молчит.
Плохо, папа, ты это выдумал,
хоть на выдумку и мастак.
Может, ты их простишь? Без выкупа?
Просто так?...

http://stihi.ru/comments.html?2010/01/12/7778
E.P.:
Мурашки по коже от прямого попадания. Надо отметить смелость автора при выборе темы – у читателя, в большинстве случаев, библейские темы не вызывают выдоха «ух!», исключительно «эх...». Есть понятия «старение слов», «старение рифм» и «старение тем». Эта – одна из тех, что устарела и давно по причине частого внимания литераторов. Как только не изголялись над данным сюжетом. В разных вариантах предствлены диалоги между Богом и Сыном, соответственно и предсказуемость на нуле. Что интересно в данном случае, информационность текста не пострадала от выбора темы. Подразумевающийся конфликт с читательским ожиданием присутствует полностью, несмотря на строку в самом начале «Мне совсем умирать не хочется, даже ради твоих идей», ведущей к пониманию того, что некоторое несогласие между «героями» будет иметь место. Важно, во что оно вылилось. Монолог не стал диалогом – второй плюс. Я даже себе представить не могу второй голос, это был бы уже фарс. «Сын» получился такой человеческий, что у меня, полного атеиста, вызвал настоящее сострадание, к чему, наверное, и стремился автор. На такого рода стихах понимаешь, что сила слова способна агитировать даже там, где, казалось бы, агитация неуместна. В словаре синонимов вы найдёте к слову «агитация» синоним «возбуждение». Это примерно то чувство, которое испытала после первого прочтения. Действие ещё не случилось, но Иуда уже не ест и молчит – ещё одна тема конфликта. «Иуд» было много в литературе. Мне больше всего запомнился «Иуда Искариот» Леонида Андреева. Я не могу согласиться с традиционным образом Иуды-предателя. Мне более близка теория, по которой грех Иуды заключался не в продаже Христа за 30 серебренников, а в его непослушании воле божей, отсюда разночтение в понимании глагола «предавать» и «передавать». Бог передал сына своего, но не предал. Также и Иуда – бунтовщик, зилот – не предавал, а пытался по-своему, через якобы предательство, показать людям чудо – воскрешение, взяв таким образом роль бога на себя. Не стоит увлекаться темой, можно долго говорить, но суть в том, что «Моление о чаше» затронуло много слоёв этой непростой истории и очень необычным образом. Сама же конструкция стиха – проста, невычурна, но только на первый взгляд проста. Обратите внимание на рифмы, например. Нет грамматических, корневых. Много рифм с отдалённым значением, и это несовпадение создаёт стилистический контраст. Поэзия тяготеет к монологу, однако в этом стих-ии всё время происходит полилог различных систем, сталкиваются разные теории, разные картины мира, разные способы их объяснения. Возникает конфликт автор-читатель, что и создаёт напряжение и ощущение информационности текста.

Игорь М.:
Уважаемая Е., метода спора с приписыванием оппоненту неких действий, которые он должен бы совершить исходя из Ваших представлений о нём, весьма популярна, но, извините, смешна и неубедительна. Это я про готовящееся избиение Булгакова и Достоевского ну и про надписи на входе.
Понятно Ваше желание оградить отмеченного Вами автора частоколом из русских классиков и изящно намекнуть на гомофобию оппонирующих ему "религиозных фанатиков". Причем, заметьте, вопрос сексуальной ориентации автора ввели в оборот спора именно Вы.
Боюсь, такими темпами автор уже завтра вообще окажется пресловутой одноногой, сменившей пол негритянкой 54 лет.
И по существу.
Диалог с Богом, в какой бы форме он не велся, это одно, а монолог от имени Бога - это всегда кощунство. Почему? Просто потому, что человек, даже очень талантливый, никак, ни на йоту, не равен Богу.
Ваша жалость к трусоватому, инфантильному и несамостоятельному недотыкомке из стиха вполне понятна и вызывает уважение. Но какое отношение имеет этот нелепый персонаж к Христу Спасителю?
Неужели Вы всерьез считаете, что Он взошел на Голгофу взыскуя людской жалости?
Или это такие неимоверные понты: я крут, я самого Бога пожалел?
Ну-ну.
С уважением и наилучшими пожеланиями

Леонид Д. 13.01.2010
Всё бы ничего с чашей Неймана, да вот пишет неверующий в божественность Христа для христиан, а это уже не агитация, много хуже – потемнение глаз, потупленные взоры и мысли: до коих пор терпеть. Бог терпел, чтобы нам было легче…. И будет легче.

Ну, не веришь Этому, пиши о своём, не лезь, как говорится в душу. Где толерантность? Где человеческое участие? Где общечеловеки, и космический разум, куда смотрит… А всё туда же, показать, поковырять стигматы верующим и получить удовлетворение: сотворил лучшее для них.

Может стихи не для христиан? Ну, тогда придумайте какой-нибудь смайлик – христианам не читать. Чтобы сразу было видно, кто порезвился.

Верблюдядя:
П. и С., вспомните свой личный пионерский опыт: тебя такого неустрашимого подманивают старшие балбесы в укромное место для разборки. В самый первый раз. При всей твоей внутренней правоте и решимости - что, глазки не бегали: "чашу эту"... Потом пионерыш научится рулить эти ситуации. Но первый раз...
Нам, конечно, железобетонный защитник нужен, без своих проблем, а только с нашими - это по-человечески. Правда ведь? А он-то прошёл путь человека до самой смерти своей. Богом не умирают. А человек, даже решившись на смерть, неравный бой, и т.п. дрейфит в душе, волнуется - с каким бы то ни было геройским видом и твёрдой целью, но хочется ему в душе, что бы всё обошлось или кончилось скорее. Пытки спокойно терпеть нет силы ни у кого. В обществах каменного века молодёжь проходит обряд пытки. Ребята там - кремни, не в пример любому даже бойцу, даже самым опытным и закалённым (1000 их бойцов стоят 100 наших - благодаря оружию и тактике - но один стоит 10). Так вот - участников ритуала там всегда привязывают или связывают. Ни у кого сил таких нет, которых вы требуете от распинаемого человека. Не понять поначалу это можно (по разным причинам), ясное дело. Но (если) сознательно использовать - крайне неприятный эгоизм, каким бы путём человек свой взгляд на канон не объяснял (себе и другим). Стих правдив (чуть не написал "на самом деле", нет), как мне кажется. Сейчас (?).

Леонид, с моей стороны утверждать, что мерзость искуса - не один этот стих, а любой где бы то ни было - ломиться в открытую дверь, а делать вид, что читать не умеете несколько поздно.
Думая о спасении, думай о спасении, а не о грешном. Иначе - не верю вам. Просто вы отстаиваете свою точку зрения с помощью доступных средств. Но я не брошу в вас камень. Пороки, это известно, выдавливать мы все можем лишь по капле. "Горе миру от соблазнов." "Нет в мире совершенства" - повторяет Лис Антуана.

<Какая же продажная девка (дискриминация по профессиональному признаку, см. шутка), эта общечеловеческая литература получается. Ей всё равно о чём писать, лишь бы спрос был. Но спрос весьма условный. Сначала навязывается вкусовщина, пирсинги, а потом вживляются чипы. Вот это общечеловеческий подход.>
- Дружба, под несколько прозаическим (ох уж эта исторически обусловленная терминология!) углом зрения - продукт сделки. Не подкреплённая ответом, она перестаёт - быть. Но всё-таки... она есть. И ещё как есть! Но, тем не менее, и первое определение - совершенно рабочее. Так-то вот. Хотим мы того или нет. Проверь на практике - получишь, опять же, ответ.
Этологически дружба- это истинный, или жёсткий, альтруизм: ты - мне, я - тебе (есть ещё принудительный и мягкий=родственный, генетически обусловленный.)

<Все участники дискуссии, кроме Игоря К., С., Игоря М, Е.Р. говорят и тут же забывают о толерантности, о том, что общечеловеческие ценности остаются общечеловеческими, пока они служат интересам всех. Объективная реальность миллионов частных мнений не может быть заменена вымышленными общечеловеческими ценностями. Означенные ценности ограничены островком согласий в области общения, контактов одной общности людей с другой общностью, принципиально не совместимой по важнейшим жизненным критериям, пока эти общности сосуществуют>
- "общечеловеческий подход" - действительно некачественный термин, борцовский какой-то. Скорее просто: человеческий подход. Но и этот термин может содержать любую окраску. Может быть коллеги по грешным занятиям нашим имели в виду другое (я уж и текст тот подзабыл): (со-)чувства, правила бонтона, благородство, буде оно и правда отыщется. Может быть. Я думаю, они тут ошиблись терминологически.
Таково всего лишь моё мнение, исходящее из опыта, который я предоставляю в качестве доказательства. (Не навязывая насильно, да и не претендуя на "окончательное решение вопроса"). Обижаться или вообще испытывать отрицательные эмоции по отношению к убеждениям других - буде они не несут направленного агрессивного воздействия (физически либо психически) - плод нашего э... несовершенного воспитания, а не уровень понимания (даже собственной) доктрины, какой бы она ни являлась.
Извините, что в данном вопросе я вам скорее оппонирую. Но это вызванно не только большей толерантностью и сочувствием прочих ваших оппонентов, а скорее сутью дискуссии. Ведь по крупному счёту - предмет дискуссии тут подменён непроизвольно личным отношением к доктринам, толкованием их с произвольным критерием. Соответственно мы получили и предсказуемый продукт...
Всего наилучшего
Валентин.

Верблюдядя:
Заранее прошу прощения, у дискутирующих сторон. Но предмет нарекания верующей оппозиции отсутствует. Исторически, отношение христианства к искусству заключено в самом русском названии. Позднейшая позиция церкви (да, не мне её оспаривать, я лишь упоминаю известный факт) совершенно прагматична. По идее, религиозные тексты должны восприниматься как тексты, а не как литература. Вся литература - искус, не знаю насклько великий, но тем не менее. Прошу прощения ещё раз за то что определил уважаемых коллег как грешников по сути, но мы все таковы - по известной концепции. Однако (тут я - отъявленный еретик) просить прощения можно только за внезапно понятый или вынужденный грех, а "греши и кайся" - нелюбовь к божеству. Он-то может и простит, но любящий человек нарочно так не поступает. Так что не обессудьте, да и не моя это компетенция - осознаю вполне. Я лишь поясняю своё понимание ошибочности позиции Стёпа, Игоря и всех действительно верующих с той позиции, что любая литература равноценна - греховна суть еси.
Подкрепляю известными фактами:
1) Христианство возникло на почве религии, вынесенной евреями (в большинстве - жителями шумерского города Ура) из Египта, навязанной им насильно жрецом(и) Атона (по времени - одно поколение после подавления революции Аменхотепа 4 - Эхнатона) по имени Мош (Моше - имя одной из династий фараонов: Ях-мош, Тут-мош...) и ливийской охраны фараона (Левиты, одно из 12 племён, поставленное надо всеми остальными для богослужения.)
2) Суть всех религиозных течений Египта: подготовка к смерти втечение всей жизни. Мумифицировались не только фараоны и сановники. Обычай распространён и среди народа. Есть находки. Качество, конечно не то. но идея та же.
3) В отличие от позднейших трансформаций христианства, изначально оно мир - отрицало, искусство, заботу даже о близких, дружбу и общественные отношения - порицало. Всё содержание бытия - подготовка на тот свет.
4) Возможно ессеи (и Иешуа) были более ортодоксальной сектой в иудаизме, нежели господствовавшие фарисеи-националисты. Не в том ли смысл идентичности Нового и Старого заветов (имеющих много отличий), что ортодоксы не приняли очеловечивания религии талмудистами? Без тех, конечно, культура бы не выжила, "умирая- умирай". (Не в этом ли причина гибели более ортодоксальных восточных церквей и раннего христианства вообще?)
5) исконное, дурно выглядевшее христианство пришлось причесать и очеловечить по новой чтобы сделать приемлемым для людей, особенно образованных. Но зачем оно нужно? Много численные Данко - предтечи с почти идентичной биографией во множестве существовали в античной мифологии.
6) Давящая сила смерти - мотор неотразимого убеждения, когда физически умираешь. Такие ощущения можно организовать. После того, как "увидишь смерть" (но обязательно во второй половине, состоявшейся уже жизни), всё прочее уже мелко. В этом неодолимая сила ортодоксальной веры раннего христианства. Вот как оно победило.
Не испытавшим смерти это не понять, так как нет слов для описания и нет опыта для сравнения. Многие умирают с выражением удивления на лице. Я знаю - почему. Неожиданна переоценка жизни, и то, что чем успешнее или благороднее был человек, тем горше ему обесценить свою жизнь. Поэтому, Сеня, твой дед и другие хотят преодолеть это бегством в веру про тот свет. Хорошо, если они это могут. Честным агностикам и "нечестивым атеистам" труднее неизмеримо. В романах Скотта есть термины: "обмануть смерть". Я понял (нет, не понял, увидел. Я испытал это.) что обмануть не тем, чтобы выжить, а тем, чтобы подготовиться к "удару", т.е. к тяжести на душе, т.к. чувства умирают ещё при жизни. Но, что чудовищно, умирают чувства ко всем любимым ("забирает всё" - не по факту смерти, а ещё при жизни. И тянется пол-дня, а посмотришь на часы - три минуты. И "проходит вся жизнь" - но не перед глазами, как в кино, а тянется момент - ни вперёд, ни назад. Тяжесть.
Так как там насчёт стихов, господа? Вот и весь ответ. Не бывает оскорбляющих стихов. Все стихи - пыль, вся жизнь на земле - бессмысленна. Это горько. И дай вам бог принять слова эти за слова, за ахинею, за ПР, в конце концов. Пока. (Думаю: Обмануть смерть? Концентрацией на физической боли, действием? В бою умирают легко? С удиввлённым лицом?)"По итогам декабря" - об этом. Простите, ребята, если что.

Леонид Д.:
Сень, а можно я ещё поудаляю флуд не по теме. Самим же проще и интереснее будет отовариваться идеями стихов обсуждаемого автора. Ты-мне-я-тебе((с) от ника похожего на скотоложество), дружба нах.

Леонид Д.:
h., Вы не писали «ты-мне-я-тебе», хуже о себе думаете, чем я подумал.

Меня оскорбил другой ник, который сразу вводит в ступор в сочетании с умнейшим текстом и учтивыми оборотами речи. Для меня оскорбительно уже то, что чел безнаказанно нарушает правила Стихиры о благозвучности ников и псевдонимов. Исходя из своих же чувств, делаю вывод, ник создан, вопреки мнению правил фофудьи, для умных бесед с клиентами клиник и стихирской фофудьёй.

Пояснение. Такое же отвращение к репортёру почувствовал при просмотре репортажа TV Россия 24 об официальном лице в Российской Федерации. Репортаж о фофудье. Чуров не читатель, Чуров – писатель. И показывают книжицу в дешевом мягком переплёте.

Выключаю телевизор, включаю радио России. А там идёт звуковая заставка, очень похожая на дыхание при половом акте. Пусть это моё извращённое понимание предложенных звуков. Но звуки срежисированы для фофудьи. А что фофудья сделает, покричит в радио на кухне и только. И данная дискуссия, что те же крики в радио на кухне.

Игорь К. фофудьёй открыто расставил все точки над i . Доказательства никому не нужны. Если они кому-то нужны, то для посмешищ. Доказывает и не чмо, вовсе, а фофудья в терминах Крылова. Если нужно сказать Игорю М, что в посте фофудья на фофудье и фофудьёй погоняет, то открыто вставляется параллельно фофудья Д.(Леонид), чтобы сказать Главному Критику, ну и фофудья же ты, ничего не понимаешь, о чём написал и о чём я, (Игорь)К., тебе пишу.

НПНРУ:
Почему скотина? Я никого не называла скотиной. Коровье бешенство от вируса, а злость от лукавого.
Кто-то же должен быть умней, уймитесь все наконец. В кабинете не протолкнуться, а у меня (...)

Леонид Д.:
(h) Мы ещё встретимся и поцелуем друг друга в полевых условиях, неверующая в меня :)))

THE END

Profile

jorkoffski
Вaлентин Юрковский
Website

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel