Categories:

Системная теория истории (Арриги)

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2185331.html#t133120883

  

 ivanov-petrov:

Арриги. Долгий двадцатый век. (Под катом цитаты)
Существует "новая история" Броделя. Это совсем особенный способ исторического повествования, не нарратив и в то же время не общая теория. В определенной мере манера Броделя похожа на гетевскую. У Броделя прекрасно сделанное тело предмета (истории...) без обобщающего формализма. Как и Гете, он не любит схематизации результата и обобщающих терминов. На деле и у Гете, и у Броделя есть верхний теоретический этаж, но он непривычен современным умам. У Гете это расширения и сжатия в его метаморфозе прарастения; у Броделя - долгие и короткие века, выделение предметов исследования - хотя бы эти его ярмарки в отличие от капитализма. То есть при глубоком погружении в предмет именно такие выделения основных рабочих понятий и есть верхний теоретический этаж, но это не позволяет отделить теорию от материала. Такая общая теория неотделима от предмета исследования.

У обоих очень особенная, непривычная сейчас теоретическая позиция. Гете говорил о том, что сам (перво)феномен есть уже теория. И у Броделя можно видеть, что основная его работа - это отыскать то, что следует выделять как объекты, то, что надо усмотреть в потоке событий истории. Все последующее уже не столь важно, при наблюдении тех, важных феноменов теории сами приходят с послушно склоненными головами, их даже и не обязательно привлекать: всё уже сделано. При правильном выделении объекта остается только наблюдать происходившее. Современный взгляд, конечно, иной - и с современной точки зрения Броделю (Гете...) недостает теории. Он, мол, делает интересные наблюдения и красивые описания, но нету теории в абстрактных терминах. И потому ему что угодно можно приписать (мол, он же явно понимал, что...) и что угодно у него можно отнять. Поскольку его описания безумно красивы, множество историков (ну, философов, да мало ли...) хотели бы чуть-чуть добавить теоретического подхода, и прекрасные описания Броделя заиграли бы в пользу некоторого теоретического взгляда, определенной идеологии.


jorkoffski 

Если это дополнение к истмату, то вполне в марксистском духе. Тут и дуализм - в противостоянии космополитического финансового капитала, как необходимого инструмента экспансивной инфраструктуры "девелопера", гос-монополистическому (аппетитно загнивающему) в виде спирали от венецианской национальной корпорации (античная этничность как основа любых внешних сношений?) к Генуе, воспроизводящей на самом деле сетевую структуру тамплиеров, скопированную в Халифате. Хотя Венеция как наследница Рома-неи (Византии на варварском) наверное выросла (и продолжала сотрудничество до 18 века) с традиционным восточно-римским капиталом Сирии, отчасти иудейской и армянской диаспор (более архаичных и строго ограниченных в то время). Далее победа севера над Кастилией с переносом операций в его локализированный на особицу единый корпоративный центр. И вновь технологическая революция открыла свободу частному капиталу (как ранее - изобретение нового ресурса: обмена на основе доверия вместо немедленного возмещения ценности товара), новая технологическая революция в Европе, затем ряд техно-революций (больше в США).

Спираль НТР становится более сжатой по срокам нежели динамика обновления финансового рынка и придаёт этим устойчивость неравномерности его распределения, то есть - финансовому интересу. Это известные циклические спады производства, заставляющие рисковать и внедрять новую технику итд. И шире - циклы развития (Кондратьев, пр.).
Поэтому не думаю что  США ожидает "терминальный кризис Арриги" по причине сверхконцентрации финансов и производственных мощностей. Может что поинтересней прилетит. Или не прилетит.
Кстати, поэтому и холодная война имени Трумена играет совсем другую роль. СССР она не остановила ни во внешнем, ни во внутреннем политическом отношении. Только заставила милитаризировать производство. И возможно неудача перестройки отчасти - из за возникших перекосов. Преждевременный космос тоже внёс (и вносит) свою лепту в замедлении и мирового, и тем более Российского развития. Хотя основная причина - внутренняя. Растраты - лишь дополнительная.

Скопированная тов. Энгельсом система строёв как-то скупо и небрежно объясняет нам своё причитающееся по протоколу богатство. Я тоже буду скупо и небрежно поскольку хочется не проверяя датировки упасть и наконец уснуть, всё позабывши:
1 - Была есть масса непрерывных градаций, разбитых на палео-, мезо- и неолит. Штука в том, что то "палево" - это не про нас. Это всё австралопитеки за нас накосячили. Мы же столько ещё и не живём. Отсюда - непрерывность эволюционного процесса как продолжение банкета. Пост- и экс- человеки и прочее 42 на подходе. Встречайте поездом.
2 - Вообще-то сроки поражают. 200 тыс-лет назад это ещё масса наших гомосапских предков (Хомо Наледи, пр) встречались и тщательно перемешивались. Попарно, надо надеяться. Хотя тут уж как повезёт. Комфорт - дело наживное. Да и 120 тыслет со своими с ракушками - неясно что они там себе думали по поводу художественного вклада в цивилизацию при посредстве хоть бы и сувениров.
Даже первых туристов, покинувших Чёрную нашу Родину 70 тыслет назад, догнали и съели. И никакой амнистии по срокам давности. Можно вести отсчёт о собственных достижениях скорее всего с 40 тыслет до того как. 30 тыслет назад на курортах Испании вымерли последние неандертальцы. От хронического огорчения, надо понимать. 20 тыслет не прошло - только успели ледники куда-то к пегвинам задвинуть - уже начали государства обустраивать. В плане мелкой такой урбанистики. В Турции. Пока там не было ни янычаров, ни турпоездок. И всё. С тех пор - понеслось. Цивилизация. Не успели вылупиться и мамонтов поесть - уже у них цивилизация. 10-12 тыслет из 40. Круто. 

Ну, и последнее по грубому истмату:  если его систематизация "проч-но стоит" на бытии, всё время определяющем где у индивида сознание, то термины «капитализм» и «каменный век» не тождественны ни рабовладельческому периоду, ни феодальному. 

Почему появление современной городской структуры в 14-17 веках (Qatro Cento) не выделяют в особую историческую хозсистему по своей организации и смене сознания индивида? Феодальные лестницы и конюшни сменяются архитектурными излишествами, централизованой бюрократией и прочими сословиями и гильдиями, порохом и печатным словом, а так же открытиями Индий-Китаев по всему глобусу.
Быт изменён? Сознание изменилось? Водку и табак завезли. Какое к лешему сознание? Только телевизора не хватает.
А наука молчит! Те же генуэзы - зря только шастают.
Да ладно, было б об этот период чётко определено начало капиталистических измывательств! Нет же - жди гёзов, Славной Революции, масонской Бесславной, а пуще всего - буржуазной революции во Франции (ФБР). Без революций быть капиталистом несчитово!
А век пара и электричества не изменил бытие и сознание? Я бы считал оттуда уже весь новый строй, создающий ништяки не постоянной дракой с фингалами и финансами, а волшебным жатьём на различные педали. А заодно - и секулярную культурную среду, оттесняющую старые сословия от исторической авансцены: публику, актёров-художников ан масс, читателей газет и романов, посетителей городских дискотек, приличных кафе и ресторанов, театров наконец...
Дальше - урбанизационная или тракторная революция. Дизельпанк - как из пушки. Деревня - всё... Это уже на наших глазах. Кино, джаз, телевизор, Битлы и рок-н-ролл мёртв. Расширение сознания кто во что горазд. Станки с ЧПУ. Призрак бродит по социальным государствам Европы.
Рубеж веков, и вся жизнь - в трубу. Сужение сознания в сети для прохождения на новый уровень.
Пока всё. Время покажет чё.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded