Category:

от каждого - по труду, каждому - по желанию шевелиться (интересу, воплощённому в действие).


 соответствие потребления ресурсам сегодняшнего дня - это общее место для любой формы социума. тогда о чём статья?

если не говорить о коммуне будущего (и самоограничения запросов собственными же желаниями затрат своего времени на возню с киберами), то ближайший этап роста ресурсов потребления ограничен ценой производства благ. и её главная составляющая - компенсация трудозатрат по рыночному эквилибриуму. одно из основных препятствий роста потребления - монопольная цена на энергию - до си пор сдерживалась госконтролем. но с конца 2017 себестоимость возобновляемой энергии сравнялась с себестоимостью традиционной (кроме нефти, но там громоздкий картель с проблемным руководством). "чистая" энергетика начинает вытеснять традиционную в приросте мощностей, а за время эксплуатационного обновления или раньше - к середине столетия - вытеснение закончится. к этому же времени ожидают равенство цены на электричество в органических преобразователях. они сейчас быстро падают в цене и растут по своему кпд. (11% пока против 24% у дорожающего кремния). времени мечтать о продуктивном "более социальном социализме", чем гос-фурьеризм на севере Европы времени нет. уже - наверное в последней четверти века - на подходе полное материальное самообеспечение личными средствами производства. т.е. - возврат морально адекватного нашему биологическому виду (с эволюционной точки зрения) структур мезолитического социума, который почему-то называют "новое средневековье". иными словами - смена способа общественного распределения продуктов потребления на самообеспечение в малых коллективах, без глубокой специализации и обмена. 

в такой обстановке быстрого технического прогрессирования, социальные процессы пойдут не совсем так как предсказывали МиЭ. хотя в целом они, насколько вообще могли в то время, говорили о происходящем сейчас достаточно адекватно. и экономическая (технологическая вообще-то) детерминанта базиса, и взаимоотношение его с потенциалом социальных перемен, и прогрессивная смена психологической сущности (сознания) человека достаточно отчётливо просматриваются в русле современного культурного (в широком своём смысле) мейнстрима. 

возможно тогда социализм - эвфеменизм процесса очередного изменения базиса, от которого зависит быт человека, влияющий на его же сознание и, благодаря этому изменению, через творческий процесс создания производящих инструментов (не говоря о трудовом процессе воспроизводства достигнутых уровней) влияет обратно на материальный базис. кольцо спирали.

сейчас содержание процесса - автоматизация. на прошлом витке спирали своего прогресса она вытеснила крестьян в города, подняла уровень их жизни накормив и снабдив удобствами, ширпотребом. время теперь уходит не на заработок куска хлеба, а на улучшение его качества и на предметы массового промышленного ширпотреба (жильё, транспорт, развлечения)… таково индустриальное общество.


сейчас подходит время для новой смены основных занятий. материальное жизнеобеспечение во второй половине столетия отойдёт в фоновую, небольшую по масштабам область экономики - так же как производство продуктов питания сегодня. энергия (а значит энергоёмкие материалы и процессы) начала дешеветь. первые лет 20 процесс будет выглядеть линейным, потом гипербола цены отойдёт от оси координат. аддитивное производство тоже есть. не хватает "естественных" синтетических пластиков, способных заменить, например, металл, естественную ткань, древесину и материалов с новыми свойствами (фуллерены, графен...). с материалами будет дольше. обычно срок техно-революций 40 лет.


материальное производство и вместе с ним быт и психика снова сильно изменятся. молодёжь вместо переезда в города будет тренировать себя для новых, когнитивных профессий (дизайна пространств, игр, коллективов и традиционного здравоохранения, обучения и тренинга, художественного и научного творчества в новых формах и масштабах, таких как снижение прибыли и уход от налогообложения самозанятого населения, и последующего вслед за этим транзита гарантий государства добровольным и сетевым общественным структурам: родители, продавцы, био-хакеры, космо-панки...). против этого будут выступать ущемлённые страты: как минимум - старшее поколение, его властные структуры.


сейчас в сети и в областях оф-лайн культуры такие новые профессии уже начинают возникать в ограниченных масштабах. заработки не ахти - помните нищету пролетариата, а до него - нищету и забитость трудом первых, малопроизводительных земледельцев по сравнению с охотниками в богатых природных анклавах? это типичное начало хозяйственного переворота. переходный период труден. но потом новое набирает свой потенциал и обнаруживает преимущества, меняет быт и соответственно - психологию индивида и общества, в котором живёт. так же будет и с "создателями уровня жизни (буквально - счастья в пределах возможного, в здоровом смысле)". меняется стоимость и - конкурентная цена на жильё, предметы пользования = растёт жизнеобеспеченность новых пролетариев сперва массовым продуктом, а позднее - услугами более квалифицированных своих товарищей. сообща же пока придётся поддерживать инфраструктуры (интернет, страховку от случайностей и умысла, наблюдение за нормами среды в общественном пространстве, графеновый космолифт, сеть аэродромов для электро-флаеров, пр).

когда начальный период закончится, станет больше свободы. станет легче добывать личные средства производства и объединяться в поддержку новых и прежних инфраструктур. а там и база для коммуны - самодостаточное обеспечение без обмена материальными продуктами с их специализированным производителем. самостоятельное хозяйство: от каждого - по труду, каждому - по желанию шевелиться (интересу, воплощённому в действие).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded