Вaлентин Юрковский (jorkoffski) wrote,
Вaлентин Юрковский
jorkoffski

Банальность зла

Оригинал взят у ms1970 в Банальность зла

200px-Eichmann_in_Jerusalem_book_cover


Банальность зла


Существует стереотип человека. И этот стереотип предполагает, что человек оценивает свои поступки с точки зрения относительных добра и зла.

Если признать отсутствие такой оценки у массы людей, по сути это предполагает массовое расчеловечивание. Что неполиткорректно и вообще угрожает устоям цивилизации. (Явная лажа-4).


После войны Моссад разыскивал военных преступников. У Адольфа Эйхмана был замечательный послужной список: и СС, и Гестапо, и концлагеря, и «окончательное решение еврейского вопроса». Эйхман почти 15 лет бегал от Моссада по прериям, но в конце концов его поймали и привезли на суд в Иерусалим.

Ожидалось, что на процессе Эйхман будет вести себя согласно одному из двух вариантов. Или он будет кричать, какой он крутой фашист, как он хорошо решал еврейский вопрос и прочее «Хайль Гитлер», или он раскается и будет рассказывать, как он глубоко сожалеет о случившемся.

- А чё?.. Я ничё... Работали, да. Бумаги оформляли... Командировки там... логистика...

Эйхман признался во всех фактах, в которых его обвиняли.

Эйхман должен был быть монстром, чудовищем, если не человеконенавистником, то хотя бы евреененавистником... Ну хотя бы антисемитом! Но Эйхман не был даже антисемитом.

Eichmann,_Adolf


- Вагоны там... Оптимизация рабочей силы... Менеджмент...

К Эйхману направили нескольких психологов. Все они нашли только то, то Эйхман – совершенно нормальный человек, и даже как-то слишком нормальный. Образцовый обыватель.

Эйхман не раскаялся. А ему было не в чем раскаиваться. Раскаиваться может тот, кто понимает, что совершил что-то плохое. Эйхман так и не понял.

По впечатлениям от процесса, а также после встреч с Эйхманом Ханна Арендт (Hannah Arendt) написала книгу «Эйхман в Иерусалиме: репортаж о банальности зла» («Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil»). (Все есть в вики.)

Основная идея была выведена так, что в условиях навязанного обществу выбора поступки, которые считаются не очень хорошими, становятся рутинными. Но даже эта идея оказалась сложна для восприятия.

А на самом деле чтобы «банальность зла» произошла, нужно не только навязать что-то обществу, нужно, чтобы до этого уже существовали люди, которым можно это навязать. В книге в отношении Эйхмана использовано слово «винтик». А это расчеловечивание.

"После выхода книги Арендт большинство израильских друзей порвали с ней отношения, не оценив иронии и сарказма. Арендт в Израиле бойкотировали более 30 лет" (М. Дорфман)

Оценили, еще как оценили. Книга до сих пор подвергается критике. Но как известно, «человек – животное не рациональное, а рационализирующее». Дело не в тоне, не в «оправдании» - дело в том, что человеку слишком страшно воспринимать иную человеческую реальность – реальность «людей-винтиков». Винтики испугались того, что они винтики среди винтиков.

В массовом обществе винтиков происходит переход от «Банальности зла» к «злу банальности» масс.

Винтик можно повесить. И он будет качаться на веревочке. Всё, больше ничего нет.

cbc31d561e34

Глядя вокруг, большинство людей совершенно не задумываются о какой-то моральности происходящего. Они функционируют. Они выполняют рутинные операции. Эти люди знают моральные нормы, христианские или какие-то еще. Они даже могут их перечислить. Но они совершенно не ассоциируют эти нормы с наблюдаемой реальностью. И совершенно не ассоциируют эти нормы с собственными поступками.

Но почему так? А потому что действительно расчеловечивание. Потому что массовый человек теряет человеческое – так он и становится массовым человеком, человеком-деталью, винтиком. Потому что биоаппараты. Что на входе загрузили – то и на выходе получили.

Ни Путин, ни АП, ни гебня, ни Центр Э, ни судьи, ни прокуроры не имеют чувства какой-то ненависти или неприязни. Люди функционируют на работе, а потом идут домой к семье, сериалы смотреть. Режим – это дорогие россияне, а дорогие россияне – это режим. Сумма биоаппаратов в инерционном режиме.

Биоаппарат не может быть злым. Потому что он хотя и био, но главное – аппарат. Все равно что злой холодильник или телевизор. Да, если влезть – ударит током. Но не со зла.

В общем, не нужно искать зло там, где оно видится, но где его на самом деле нет.

Еще по теме - Рефлексоиды!
Tags: Человек и с чем его едят, перепост, психика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments