Вaлентин Юрковский (jorkoffski) wrote,
Вaлентин Юрковский
jorkoffski

нарративный туризм

...Давайте представим: мы живем в «умном доме» с солнечными (или иными, не менее умными и крутыми) батареями, которые обеспечивают нас и всю нашу активность энергией круглогодично. Этот «умный дом» оснащен 3D-принтерами, которые печатают не только необходимые нам вещи, но и одежду, пищу и даже репродуцируют ткани на нашем теле. Специальные датчики следят за нашим здоровьем и вовремя включают необходимую для оздоровления программу. Через всемирную сеть мы можем обмениваться любой информацией, общаться со всем миром и иметь онлайн-доступ к любым ивентам и к любому культурному наследию. Мы здоровы и живем долго. Мы автономны и независимы от войн, диктатур и дефицита. Мы находимся в удобном, комфортном и предсказуемом мире. Мы все этого хотим, мы все к этому стремимся.
Вы скажете, что это пока фантастика. А я отвечу, что это реальность уже совсем ближайшего будущего: проще добывать энергию на месте, чем перебрасывать ее из одного конца света в другой; проще кормить, лечить и обучать человека в некоем удобном для него локальном пространстве. Именно об этом сейчас думает коммерческая наука всего мира, а онлайн-университет с полумиллиардом студентов – это уже почти реальность.
А что же во всем этом высокотехнологичном мире опасного? Если операции упрощаются до абсолюта и уже сейчас для того, чтобы начать работать на сложном устройстве, например компьютере и принтере (а кто скажет, что это простые устройства?), не нужно вообще никакой подготовки, то образование как формирование культурного человека превращается в рудимент.
Ну, да бог с ним, с культурным человеком, если он особо никому, как кажется, не нужен. Но абсолютное упрощение команд и операций рано или поздно приведет к тому, что мы забудем вообще все! Вы будете смеяться, но очень скоро окружающие наш мир девайсы превратятся для нас, их пользователей, даже не в «черные ящики», а в полноценные кантианские вещи в себе, о сущности, устройстве и предназначении которых мы сначала будем пытаться догадываться, а чуть позже начнем слагать легенды и мифы. Зачем задумываться, как устроен тот или иной процессор, если он прекрасно работает без нашего волюнтаристского вмешательства, а если и ломается, то находит решение либо сам, либо с помощью «умного дома» или всемирной паутины.
Хотим мы того или нет, но сейчас мы семимильными шагами всем миром создаем высокотехнологичное, удобное, безопасное, сытое, экологичное и информационно насыщенное пространство для жизни сытых, здоровых, продвинутых идиотов, у которых один день жутко похож на другой.
Когда время останавливается, деградация неизбежна, и тут уже абсолютно ясно просматривается перспектива Нового Средневековья со всеми вытекающими последствиями: мракобесием, варварами и сном разума, который рождает чудовищ.
И здесь начинается самое интересное: что нам со всем этим знанием и всеми этими страшилками теперь делать? Ответ один: отдалить или разрушать угрозу наступления Нового Средневековья. И в рамках форсайт-флота мы попытались найти решение.
Мы исходили из двух посылок: надо отталкиваться от природы человека (его сущности, потребностей и страстей), а также найти ресурс, который в будущем будет ограничен. Мне кажется, мы вышли на формирование решения. Его формула проста: «публичные пространства & офлайн-общение». Оно базируется на пяти основаниях. Коротко расскажу о них.
1. Любовь. В онлайне возможны любые симулякры, кроме настоящей любви. Любить – даже не потребность (нельзя удовлетворить потребность в любви), а суть человека. Чтобы полюбить и стать любимым, нужно точно выйти в офлайн и начать общаться. Иного не дано.
2. Конкуренция. Быть в чем-то первым – потребность более высокого уровня, чем базовые человеческие нужды и желания. Конечно, можно попытаться стать первым и в онлайн-мире, но поскольку онлайн-мир бесконечен, быть первым в нем просто невозможно. Здесь на помощь приходит офлайн-мир, который конечен с точки зрения возможности пребывания в нем человека. А значит, соревноваться хочешь не хочешь, а придется в реальной действительности, глотая реальную пыль.
3. Время. Если сегодня похоже на вчера, а вчера неотличимо от завтра, то время останавливается. Запуск времени или запуск истории становится вполне привлекательной и актуальной игрушкой, которая тоже заставит человека выйти в офлайн и начать взаимодействовать с себе подобными.
4. Общение. Все формы офлайн-общения (образование в том числе) позволяют человеку не замыкаться на самого себя и считаться не только с мнением, но и с банальным наличием других. В онлайн-мире можно спокойно общаться с клонами или роботами, выбирая или конструируя их по своей прихоти. Но клоуны или роботы не позволят тебе сформулировать собственное «я», которое проявляется только на фоне других «я».
5. Пространства. Как уже говорилось выше, ресурс пространств ограничен. Скажу больше, пространство может обладать уникальностью (гений места), а творчество, погруженное в пространство, уникально в квадрате, а точнее, в кубе. Дать возможность человеку создать что-то ему интересное в реальном трехмерном пространстве – прекрасный мотив не прятаться в собственных уютных четырех стенах.
В общем, как говорится, Новое Средневековье возможно, но пока еще вполне вероятностно.
А что же делать прямо сейчас в реальном окружающем нас мире, чтобы угроза наступления Нового Средневековья по крайней мере отступила? А нужно приспосабливать окружающие нас городские пространства под всевозможные формы постоянного общения, и роль искусства по насыщению этих пространств жизнью однозначно ключевая.
Приведу простой пример бизнес-идеи, которую я готов продвигать. Бизнес-идея называется «нарративный туризм». Все может начинаться с компьютерной игры, где человек становится неким героем: реально когда-то жившим, «книжным» (помните описанное будущее Стругацких?) или совсем вымышленным. При этом определенный уровень игры необходимо пройти уже в реальном исполнении, играя роль этого героя в конкретных городских или полевых условиях. Так, человек может сыграть роль Пьера Безухова, Андрея Болконского или драгуна из корпуса маршала Мюрата в нарративной постановке Бородинской битвы на реальном Бородинском поле. Здесь тебе и общение, и любовь, и запуск времени, и вполне осязаемая дорожная пыль. Можно продавать путевки на такие туристские события? Почему бы и нет. Реальным потребителем продукта нарративного туризма могут быть семьи с детьми. А как вы еще сможете оттащить ребенка по доброй воле от компьютера, кроме как предложив ему игру? И площадки для нарративного туризма уже находятся.


http://slon.ru/russia/filosofskiy_parokhod_saga_o_forsaytakh_i_narrativnyy_turizm-980904.xhtml
Tags: singularity, Человек и с чем его едят, краду, культурa, социальный рукодел, цивилизации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments